святая великомученица

ВАРВАРА

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
КУРСКАЯ ЕПАРХИЯ
храм святого апостола и евангелиста ИОАННА БОГОСЛОВА

Житие святой великомученицы Варвары.

В царствование Максимиана1), нечестивого царя Римского, жил на Востоке, в Илиополе2), один человек знатного рода, богатый и знаменитый, по имени Диоскор, по про­исхождению и по веро­исповеданию язычник. Он имел дочь Варвару, которую берег, как зеницу ока, ибо кроме нее не было у него больше детей. Когда она начала приходить в возраст, то становилась весьма красивою лицом, так что во всей той местности не было девицы, подобной ей по красоте, почему Диоскор соорудил для нее высокую и искусно устроен­ную башню, а в башне устро­ил великолепные палаты. В них он заключил дочь свою, приставив к ней надежных воспитатель­ниц и служанок, ибо ее мать уже умерла. Сделал он это для того, чтобы такую красоту ее не могли видеть простые и незнатные люди, ибо он полагал, что глаза их недостойны видеть прекрасное лицо его дочери. Живя в башне, в высоких палатах, отроковица находила для себя утешение в том, что с этой высоты смотрела на горние и дольные создания Божии, – на светила небесные и на красоту земного мира. Однажды, взирая на небо и наблюдая сияние солнца, течение луны и красоту звезд, она спросила жив­ших с нею воспитатель­ниц и служанок:

– Кто сотворил это?

Также, взглянув на красоту земную, на покрытые зеленью поля, рощи и сады, на горы и воды, спросила:

– Чьею рукою все это создано?

Те сказали ей:

– Все это создали боги.

Девица спросила:

– Какие боги?

Служанки отвечали ей:

– Те боги, которых чтит твой отец и имеет в своем дворце – золотые, серебряные и деревянные – и которым поклоняет­ся, – они создали все то, что перед тво­ими очами.

Слыша такие слова их, девица усомнилась и рассуждала сама с собою:

– Боги, которых почитает мой отец, деланы руками человеческими: золотых и серебряных сделал мастер золотых дел, камен­ных – каменосечец, деревянных – резчик по дереву. Как же эти сделанные боги могли создать такое пресветлое высокое небо и такую красоту земную, когда сами не могут ни ходить ногами, ни делать руками?

Размышляя таким образом, она часто и днем и ночью смотрела на небо, стараясь по творению узнать Творца. Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Боже­с­т­венной благодати и открыл ум­с­т­вен­ные очи ее к познанию Единого Невидимого, Неведомого и Непостижимого Бога, премудро создав­шего небо и землю. Она говорила себе:

– Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий соб­с­т­вен­ное бытие, рукою Своею создал все. Един должен быть Тот, Кто простер широту неба, утвердил основание земли и просвещает свыше всю вселен­ную лучами солнца, сиянием луны и блистанием звезд, а внизу – украшает землю различными деревьями и цветами и напояет реками и источниками. Един должен быть Бог, Который все содержит, всему дает жизнь и обо всех промышляет.

Так отроковица Варвара училась от творения позна­вать Творца, и сбылись на ней слова Давида: «Размышляю о всех делах Тво­их, рассуждаю о делах рук Тво­их» (Пс. 142:5). В таких размышлениях разгорел­ся в сердце Варвары огонь любви боже­с­т­венной и распалил ее душу пламен­ным стремлением к Богу, так что она не имела покоя ни днем, ни ночью, думая лишь об одном, желая лишь одного, чтобы точно узнать о Боге и Создателе всего. Среди людей она не могла найти себе наставника, кто открыл бы ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения, ибо никому нельзя было к ней входить, кроме приставлен­ных служанок, потому что отец ее Диоскор окружил ее бди­тель­ною стражею. Но Сам Премудрейший Учитель и Наставник, Дух Святой, внутрен­ним вдохновением невидимо по­учал ее тайнам благодати Своей и сообщал уму ее познание истины. И жила девица в своей башне, как одинокая птица на кровле3), размышляя о небесном, а не о земном, ибо сердце ее не прилеплялось ни к чему земному, не любила она ни золота, ни дорогих жемчугов и драгоцен­ных камней, ни нарядных одежд, ни каких-либо девических украшений, никогда она не помышляла о браке, но вся мысль ее была обращена к Единому Богу, и она пленена была любо­вью к Нему.

Когда пришло время выдать отроковицу замуж, многие богатые, благородные и знатные юноши, услышав о дивной красоте Варвары, просили у Диоскора руки ее. Взойдя на башню к Варваре, Диоскор стал говорить ей о браке и, указывая ей различных хороших женихов, спрашивал, с кем из них она пожелала бы обручиться. Слыша от отца такие слова, цело­мудрен­ная девица покраснела лицом, стыдясь не только слушать, но и подумать о браке. Она всячески отказывалась от него, не склоняясь на желание отца, ибо считала большим для себя лишением дать увянуть цвету своей чистоты и потерять бесцен­ный бисер девства. На неотступные увещания отца подчиниться его воле, она много ему возражала и наконец объявила:

– Если, отец мой, ты еще станешь говорить об этом и будешь принуждать меня к обручению, то больше уже не будешь назы­ваться отцом, ибо я убью себя, и ты лишишься своего един­ствен­ного детища.

Слыша это, Диоскор пришел в ужас и вышел от нее, не смея больше принуждать ее к браку. Он полагал, что лучше будет обручить ее по доброй воле, а не насильно, и надеял­ся, что придет время, когда она сама одумает­ся и пожелает выйти замуж. После этого он замыслил отправиться по делам в далекий путь, полагая, что Варвара без него будет скучать, а когда он возвратит­ся, то ему легче будет убедить ее послушаться его повеления и совета. Отправляясь в путь, Диоскор приказал стро­ить при находив­шейся в саду купальне роскошную баню, а в бане сделать два окна, обращен­ные на юг. Приставлен­ным же к дочери лицам он приказал, чтобы они не препятствовали ей свободно сходить с башни, куда захочет, и делать все, что ей будет угодно. Диоскор думал, что дочь его, беседуя со многими людьми и видя, что многие из девиц обручены и вступили в брак, и сама пожелает выйти замуж.

Когда Диоскор отправил­ся в путь, Варвара, пользуясь свободою выходить из дома и беспрепят­с­т­вен­но беседо­вать с кем хочет, подружилась с некоторыми христианскими девицами и от них услыхала Имя Иисуса Христа. Она возрадовалась духом о Имени том и старалась точнее узнать от них о Нем. Новые ее подруги поведали ей все о Христе: о Его неизречен­ном Боже­с­т­ве, о воплощении Его от Пречистой Девы Марии, о Его вольном страдании и воскресении, также о будущем суде, о вечном мучении идолопоклонников и нескончаемом блажен­стве веру­ю­щих христиан в Царстве Небесном. Слушая обо всем этом, Варвара ощущала сладость в сердце, пламенела любо­вью ко Христу и желала принять крещение. Случилось в то время одному пресвитеру придти в Илиополь под видом купца. Узнав о нем, Варвара пригласила его к себе и тайно научилась от него познанию Единого Создателя всего и Вседержителя Бога и вере в Господа нашего Иисуса Христа, чего издавна горячо желала. Пресвитер, изложив ей все тайны святой веры, крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа и, наставив ее, удалил­ся в свою страну. Просвещен­ная крещением, святая Варвара воспламенилась еще большею любо­вью к Богу, и подвизалась в посте и молитве день и ночь, служа Господу своему, Ему же уневестилась, дав­ши обет сохранять в непорочности свое девство.

Тем временем про­изводилась, согласно приказанию Диоскора, постройка бани. Однажды святая Варвара сошла с своей башни посмотреть на постройку, и увидев в бане два окна, спросила рабочих.

– Зачем вы устро­или только два окна? Не лучше ли сделать три окна? Тогда и стена будет красивее, и баня светлее.

Работники отвечали:

– Так велел нам отец твой, чтобы мы устро­или на юг два окна.

Но Варвара настоятель­но требовала, чтобы они устро­или три окна (во образ Святой Тро­ицы). И когда они не хотели этого сделать, боясь ее отца, она сказала им:

– Я заступлюсь за вас перед отцом и отвечаю за вас, а вы сделайте то, что я вам приказываю.

Тогда рабочие, по ее желанию, сделали в бане третье окно. Была там, как сказано, купальня, при которой баня и стро­илась. Купальня эта обложена была тесаными мраморными камнями. Святая Варвара, придя однажды к этой купальне и воззрев на восток, начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое так ясно отпечатлелось на камне, как бы выбито было железом. Кроме того, у той же бани, также на камне, отпечатлел­ся и след девической ноги ее, из следа этого стала истекать вода, и впоследствии здесь было много исцелений приходящим с верой4).

Прохаживаясь однажды по палатам своего отца, святая Варвара увидела богов его, бездушных идолов, стоявших на почетном месте, и глубоко вздохнула о погибели душ тех людей, которые служат идолам. Затем она оплевала лица идолов, говоря:

– Да будут подобны вам все, кто вам поклоняет­ся и от вас, бездушных, ожидает помощи!

Сказав это, она взошла на свою башню. Там она, по обычаю, предалась молитве и посту, всем умом сво­им углубляясь в богомыслие.

Между тем отец ее возвратил­ся из путеше­с­т­вия. Осматривая домашние постройки, он подошел к вновь выстроен­ной бане и, увидев в стене ее три окна, начал с гневом бранить слуг и рабочих, зачем они ослушались его приказания и сделали не два, а три окна. Те отвечали:

– Не наша была на то воля, но – твоей дочери Варвары, она нам приказала устро­ить три окна, хотя мы того не желали.

Диоскор тотчас призвал Варвару и спросил ее:

– Зачем ты велела устро­ить в бане третье окно?. Она отвечала:

– Три лучше, чем два, ибо ты, отец мой, приказал сделать два окна в соответствие, как мне думает­ся, двум светилам небесным, солнцу и луне5), чтобы они освещали баню, а я велела сделать и третье, во образ Тро­ичного Света, ибо у неприступного, неизречен­ного, незаходимого и немерца­ю­щего Света Тро­ичного, Три Окна6), Ко­ими просвещает­ся всякий человек, приходящий в мир.

Отец пришел в смущение от новых, по истине дивных, но для него непонятных, слов дочери. Приведя ее к тому месту купальни, где быль изображен на камне перстом святой Варвары крест, которого он еще не рассмотрел, Диоскор стал спраши­вать ее:

– Что такое ты говоришь? Каким образом свет трех окон просвещает всякого человека?

Святая отвечала:

– Выслушай вниматель­но, отец мой, и пойми, что я говорю: Отец, Сын и Святой Дух, Три Лица Единого в Тро­ице Бога, живущего во свете неприступном, просвещают и оживляют всякое дыхание. Для того я и велела устро­ить в бане три окна, чтобы одно из них изображало Отца, другое Сына, третье – Духа Святого, так чтобы и самые стены прославляли Имя Святой Тро­ицы.

Затем указав рукою на крест, изображен­ный на мраморе, она сказала:

– Я также изобразила и знамение Сына Божия: по благоволению Отца и содействием Святого Духа, для спасения людей, воплотил­ся Он от Пречистой Девы и волею пострадал на кресте, изображение которого ты видишь. Начертала я здесь знамение креста для того, чтобы сила крестная отгоняла отсюда всю силу бесовскую.

Это и многое другое говорила еще премудрая дева жестоко­сердому своему отцу о Святой Тро­ице, о воплощении и страдании Христовом, о силе креста и прочих тайнах святой веры, – чем привела его в страшную ярость.

Диоскор воспылал гневом и, забыв есте­с­т­венную любо­вь к дочери, извлек свой меч и хотел пронзить ее, но она обратилась в бегство. С мечом в руках Диоскор погнал­ся за ней, как волк за овцою. Он уже настигал непорочную агницу Христову, в то время как путь неожиданно заградила ей камен­ная гора. Святая не знала, куда убежать от руки и меча отца, или лучше сказать – мучителя своего; она имела одно только прибежище – Бога, у которого и просила помощи и защиты, возведя к Нему душевные и телесные очи. Всевышний скоро услышал рабу Свою и предварил ее Своею помощью, повелев камен­ной горе рассесться перед нею надвое, как некогда перед первомученицей Феклой, когда она бежала от развратников7). Святая дева Варвара скрылась в образовав­шуюся расселину, и тотчас скала сомкнулась за нею, дав святой свободный путь на верх горы. Поднявшись туда, она скрылась там в одной пещере. Жестокий и упорный Диоскор, не видя перед собою бегущей дочери, удивил­ся. Недо­умевая, каким образом она скрылась из глаз его, он искал ее старатель­но долгое время. Обходя гору и разыскивая Варвару, увидал он на горе двух пастухов, пасущих стада овец. Пастухи эти видели, как святая Варвара поднялась на гору и скрылась в пещере. Подойдя к ним, Диоскор спросил, не видали ли они бежав­шей дочери его. Один из пастухов, человек сострадатель­ный, видя, что Диоскор исполнен гнева, не захотел выдать неповинную девицу и сказал:

– Я не видал ее.

Но другой, молча, указал рукою на то место, где святая скрывалась. Диоскор устремил­ся туда, а пастуха, который выдал святую, постигла на том же месте казнь Божия: сам он превратил­ся в камен­ный столп, а овцы его – в саранчу.

Найдя в пещере свою дочь, Диоскор стал безжалостно бить ее, бросив ее на землю, он топтал ее ногами и, схватив за волосы, потащил к своему дому. Затем он заключил ее в тесной, темной хижине, запер двери и окна, приложил печать, поставил стражу, и морил заключен­ную голодом и жаждою. После того, Диоскор отправил­ся к правителю той страны Мартиану и рассказал ему все о своей дочери и поведал, что она отвергает их богов и верует в Распятого.

Диоскор просил правителя, чтобы тот, угрозою различных мучений, склонил ее к вере отца. Затем он вывел святую из заключения, привел к правителю и отдал в его руки, говоря:

– Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов мо­их, и если она не обратит­ся к нам снова и не поклонит­ся им со мною вместе, то не будет мне дочерью, а я не буду ей отцом: мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле.

Увидев перед собою девицу, правитель удивил­ся необычайной ее красоте и стал говорить с ней кротко и ласково, восхваляя красоту и благородство ее. Он увещевал ее не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца, но поклониться богам и во всем слушаться своего родителя, чтобы не лишиться права получить в наследство все его имение. Но святая Варвара, изобличив мудрою речью тщету языческих богов, исповедывала и прославляла Имя Иисуса Христа и отрекалась от всей суеты земной, богатства и мирских утех, стремясь к благам небесным. Правитель все еще продолжал убеждать ее не бесчестить своего рода и не губить прекрасной и цветущей юности своей. Наконец, он сказал ей:

– Пожалей себя, прекрасная дева, и поспеши с усердием принести вместе с нами жертву богам, ибо я мило­серд к тебе и хочу пощадить тебя, не желая предать такую красоту на муки и раны, если же не послушаешься меня и не покоришься, то заставишь меня, хотя бы против моей воли, жестоко тебя мучить.

Святая Варвара отвечала:

– Я всегда приношу Богу моему жертву хвалы и хочу сама быть Ему жертвою, ибо Он Един есть Истинный Бог, Творец неба и земли и всего, что на них, а твои боги – ничто и ничего не создали, как бездушные и бездей­с­т­вен­ные, они сами – дело рук человеческих, как говорит пророк Божий: «А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 113:12; Пс. 95:5). Эти пророческие слова я признаю и верую в Единого Бога, Создателя всего, а о ваших богах исповедую то, что они ложны и что напрасна ваша надежда на них.

Разгневанный такими словами святой Варвары, правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение – стоять нагою перед глазами многих мужей, без стыда и упорно смотрящих на обнажен­ное дев­с­т­вен­ное тело, – было для цело­мудрен­ной и чистой девы страданием более тяжким, чем самые раны. Затем мучитель велел положить ее на землю и сильно бить воловьими жилами долгое время, и земля обагрилась ее кровью. Прекратив, по приказанию правителя, бичевание, мучители стали, усиливая ее страдания, тереть раны святой девы власяницею и острыми черепками. Однако все эти мучения, устремив­шиеся сильнее бури и ветра на храм юного и слабого девического тела, не поколебали крепкой в вере мученицы Варвары, ибо вера была основана на камне – Христе Господе, ради Коего она с радостью терпела такие тяжкие страдания.

После того правитель велел заключить ее в темницу, пока не придумает для нее самых жестоких мучений. Еле живая от тяжких истязаний, святая Варвара со слезами молилась в темнице возлюблен­ному Жениху своему, Христу Богу, чтобы Он не оставил ее в таких тяжких страданиях, и говорила словами Давида: «Не оставь меня, Господи, Боже мо­и! Не удаляйся от меня. Поспеши на помощь мне, Господи, спаситель мой!» (Пс. 37:22–23). Когда она так молилась, в полночь озарил ее великий свет; страх и вместе радость ощутила святая в сердце своем: к ней приближал­ся Нетлен­ный Жених ее, желая посетить Свою невесту. И вот Сам Царь Славы явил­ся ей в неизречен­ной славе. О, как возрадовалась она духом и какую почувствовала на сердце сладость, когда увидела Его! Господь же, с любо­вью взирая на нее, сказал ей Сво­ими сладчайшими устами:

– Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою, Я охраняю тебя, Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. За твои страдания Я уготовляю тебе в Моем небесном чертоге вечную награду, итак, претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царствии Моем!

Внимая словесам Господа Христа, святая Варвара, как воск от огня, таяла от желания соединиться с Богом и, как река во время разлива, была преисполнена любо­вью к Нему, Утешив возлюблен­ную невесту Свою Варвару и усладив ее Своею любо­вью, Сладчайший Иисус исцелил ее и от ран, так что не осталось и следа их на ее теле. После того Он стал невидим, оставив ее в неизречен­ной духовной радости. И пребывала святая Варвара в темнице, как бы на небе, пылая, подобно серафимам, любо­вью к Богу, славословя Его сердцем и устами и воздавая благодарение Господу за то, что Он не презрел, но посетил рабу Свою, страждущую ради Имени Его.

Жила в том городе некая жена, по имени Иулиания, веру­ю­щая во Христа и богобоязнен­ная. С той поры, как святая Варвара была схвачена мучителями, Иулиания следила за нею издалека и смотрела на ее страдания, а когда святая была брошена в темницу, приникла к окну темницы, удивляясь тому, что такая юная дева, в самом расцвете юности и красоты, презрела отца своего, весь род, богатство и все блага и утехи мира, и не пощадила своей жизни, но с усердием положила ее за Христа. Видя же, что Христос исцелил свяую Варвару от ран, она пожелала и сама пострадать за Него, и стала приготовляться к такому подвигу, молясь Подвигоположнику Иисусу Христу, чтобы Он послал ей терпение в страданиях. С наступлением дня, святая Варвара была выведена из темницы на нечестивый суд для нового истязания; Иулиания издали следовала за нею. Когда святая Варвара стала перед правителем, он и быв­шие с ним с изумлением увидели, что дева совершен­но здорова, светла лицом и прекрасна еще больше, чем прежде, а на теле ее нет никаких следов понесен­ных ею ран. При виде этого, правитель сказал:

– Видишь ли, девица, как заботят­ся о тебе наши боги? Вчера ты была жестоко истерзана и изнемогала от страданий, а ныне они совершен­но тебя исцелили и даровали тебе здравие. Будь же благодарна за такое их благодеяние – поклонись им и принеси жертвы.

Святая отвечала:

– Что ты говоришь, правитель, будто исцелили меня твои боги, которые сами слепы, немы и бесчув­с­т­вен­ны. Они не могут даро­вать ни слепым прозрения, ни немым слова, ни глухим – слух, ни хромым – способность ходить, они не могут исцелять больных, ни воскрешать мертвых: как же могли они исцелить меня, и за что им поклоняться? Исцелил меня Иисус Христос, Бог мой, Который врачует всякие болезни и мертвым подает жизнь, Ему я с благодарностью поклоняюсь и себя приношу Ему в жертву. Но ум твой ослеплен, и ты не можешь видеть Сего Боже­с­т­венного Целителя и недосто­ин того.

Такая речь святой мученицы привела правителя в ярость: он приказал повесить мученицу на дереве, строгать тело ее железными когтями, опалять горящими свечами ребра ее и бить по голове молотом. Святая Варвара претерпевала муже­с­т­венно все эти страдания. От таких мучений невозможно было бы остаться в живых не только ей, юной отроковице, но даже и сильному мужу, но агницу Христову укрепляла невидимо сила Божия.

В толпе народа, смотрев­шего на мучения святой Варвары, стояла и Иулиания. Взирая на великое страдание святой Варвары, Иулиания не могла удержаться от слез и сильно плакала. Исполнив­шись ревности, она возвысила голос из народа и начала обличать немило­сердного правителя в бесчеловечном мучитель­стве и хулить языческих богов. Тотчас она была схвачена и на вопрос о том, какой она веры, объявила, что она – христианка. Тогда правитель повелел мучить ее так же, как Варвару. Иулиания была повешена вместе с Варварою, и ее строгали железными гребнями. А святая великомученица Варвара, видя сие и испытывая сама мучения, возвела взор свой горе, к Богу, и молилась:

– Боже, испыту­ю­щий сердца человеческие, Ты знаешь, что я всю себя принесла Тебе в жертву и отдала себя во власть Твоей всесильной Десницы, стремясь к Тебе и любя Твои святые заповеди. Не оставь меня, Господи, но милостиво призрев на меня и на сострадальницу мою Иулианию, укрепи нас обеих и дай нам силы совершить настоящий подвиг: «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41; Мк. 14:38).

Так молилась святая, и небесная помощь к муже­с­т­венному терпению страданий невидимо подавалась мученицам. После сего мучитель велел отрезать у обеих сосцы. Когда это было исполнено и страдание мучениц усилилось, святая Варвара, снова возведя очи к Врачу и Целителю своему, возопила: «Святого не отними от нас, возврати нам, Господи, радость спасения Твоего, и Духом владыче­с­т­венным утверди нас в любви Твоей!» (Пс. 50:13–14).

После таких мучений, правитель велел отвести святую Иулианию в темницу, а святую Варвару, для большого посрамления ее, водить нагою по городу, с издеватель­ствами и побоями. Святая дева Варвара, покрываясь стыдом, как бы одеждою, возопила к возлюблен­ному Жениху своему Христу Богу:

– Боже, одева­ю­щий небо облаками и землю мглою, как пеленами, повива­ю­щий8), Ты – Сам, Царь, покрой наготу мою и страдание великомученицы Варвары, сотвори, чтобы очи нечестивых не видели тела моего и чтобы не до конца была осмеяна раба Твоя!

Господь Иисус Христос, взирав­ший свыше со всеми Сво­ими святыми ангелами на подвиг рабы Своей, тотчас поспешил к ней на помощь и послал к ней светлого ангела с светозарною одеждою, покрыть наготу святой мученицы. После того нечестивые не могли уже больше видеть обнажен­ного тела мученицы, и она обратно была приведена к мучителю. После нее водили по городу, также нагою, святую Иулианию. Наконец, мучитель, видя, что не может отвратить их от любви ко Христу и склонить к идолопоклон­ству, осудил обеих на усечение мечом.

Диоскор, жестоко­сердый отец Варвары, так ожесточен был от диавола, что не только не поскорбел, при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдил­ся даже быть ее палачом. Схватив свою дочь и держа в руке обнажен­ный меч, Диоскор повлек ее к месту казни, которое было назначено на одной горе, за городом, а один из во­инов вел за ними святую Иулианию. Когда они шли, святая Варвара так молилась Богу:

– Безначальный Боже, простерший небо, как покров, и основав­ший на водах землю, повелева­ю­щий солнцу Своему сиять на благих и злых и излива­ю­щий дождь на праведных и неправедных9), услышь и ныне молящуюся Тебе рабу Твою, услышь, о Царь, и подай благодать Свою всякому человеку, который будет вспоминать меня и мои страдания, да не приблизит­ся к нему внезапная болезнь и да не похитит его нечаянная смерть, ибо Ты знаешь, Господи, что мы – плоть и кровь и творение пречистых рук Тво­их.

Когда она так молилась, послышал­ся с неба голос, призывав­ший ее с Иулианией в горные селения и обещав­ший ей исполнение просимого. И шли на смерть обе мученицы, Варвара и Иулиания, с великою радостью, желая скорее разрешиться от тела и предстать пред Господом. Дойдя до назначен­ного места, агница Христова Варвара склонила под меч свою голову и была усечена руками немило­сердного своего отца и исполнилось сказанное в Писании: «предаст на смерть отец дитя» (Мф. 10:21; Мк. 13:12). Святую же Иулианию обезглавил во­ин. Так совершили они свой подвиг10). Святые души их радостно отошли к своему Жениху-Христу, встречен­ные ангелами и с любо­вью принятые Самим Владыкою. Диоскора и правителя Мартиана внезапно постигла казнь Божия. Тотчас по совершении казни тот и другой были убиты грозою, и тела их молния сожгла в пепел.

В том городе жил один благо­честивый человек, по имени Галентиан. Взяв честные мощи святых мучениц, он принес их в город, похоронил с подоба­ю­щею честью и устро­ил над ними церковь, в которой много было исцелений от мощей святых мучениц, молитвами и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Тро­ице Бога. Ему же слава во веки. Аминь.

• О честных мощах великомученицы Варвары

Впоследствии честные мощи святой великомученицы Варвары были перенесены из Греции в Россию, в Киев, когда, после просвещения русской земли святым крещением, русские князья находились в особен­но близких и друже­с­т­венных отношениях с греческими царями и брали себе в супруги их сестер и дочерей11). Во время таких близких и друже­с­т­венных отношений между греческими и русскими правителями. Киев и получил из Греции бесцен­ный дар – целебные мощи святой великомученицы Варвары, как об этом повествует сказание, написанное в 1670 г. игуменом Киевского Михайловского Златоверхого монастыря12), иеромонахом Феодосием Сафоновичем13), мужем достойным доверия.

Первою супругою великого князя Киевского Святополка Изяславича14), наречен­ного во святом крещении Михаилом, была греческая царевна Варвара, дочь Византийского императора Алексия Комнена15). Перед сво­им отъездом из Царьграда в Россию, царевна Варвара упросила своего отца даро­вать ей мощи святой великомученицы Варвары, которые и привезла с собою в Киев. Муж ее, великий князь Михаил, выстро­ив в 1108 г. в Киеве камен­ную церковь во имя святого Архистратига Михаила, заступника своего, с честью положил в ней святые мощи великомученицы16). Во время наше­с­т­вия на Русскую землю татарского хана Батыя17), мощи святой великомученицы были сокрыты церковнослужителями в тайном месте под ступенями камен­ной лестницы, ведшей на верх храма. Спустя много лет после Батыева погрома, честные мощи, по благо­изволению Божию, были обретены, вынуты из-под спуда, и открыто положены с честью в том же храме.

В 1644 г. при великом ревнителе православия Киевском митрополите Петре Могиле18) Киев посетил канцлер поль­ского королевства Георгий Осолинский. Придя в церковь Михайловского монастыря для поклонения честным мощам великомученицы Варвары, он рассказал следу­ю­щее:

– Я питаю глубокую веру в помощь святой великомученицы Варвары, ибо многие свидетель­ствуют, что тот, кто вручает себя ее заступлению, не умрет без покаяния и причастия Божест­венных Тайн. Я был в Риме и в западных странах и везде спрашивал, где находят­ся мощи святой великомученицы Варвары, на Западе или на Востоке. Мне сказали, что на Западе не обретает­ся мощей святой великомученицы, нет их также и на Востоке, как утверждают быв­шие там, но что они пребывают в здешних странах. Ныне верую, что имен­но здесь в Киеве находят­ся истинные мощи святой великомученицы Варвары.

Поклонив­шись с усердною молитвою святым мощам и с благоговением облобызав их, канцлер просил, чтобы ему дана была некая часть сих свят

Богослужения совершаются ежедневно:

Утром : 7:30 Божественная Литургия

Вечером: 17:00 Вечернее Богослужение.

В воскресенье.

Ранняя Литургия в 6:30, вторая 9:00

Таинство Крещения в нашем храма совершается по утрам, в субботу и воскресенье.

Перед Крещением проводятся огласительные беседы каждую пятницу и субботу.

Начало бесед в 18:00.

телефон храма: +7(4712)52-91-50

e-mail: khandromit@gmail.com

© neconst

Конструктор сайтов - uCoz