…от обманщик и враг твой задумал погубить тебя; но мы сделаем с ним то, что укажешь ты.

Святой же сказал:

– Пустите его! Пусть он покает­ся.

Наутро Иоанн опять учил народ вере во Христа, и многие из них, уверовав­ши, просили Иоанна крестить их. Когда же Иоанн привел их к реке, Нукиан чародейством сво­им воду превратил в кровь. Апостол молитвой ослепил Нукиана и, сделав воду снова чистой, крестил в ней всех уверовав­ших. Побежден­ный этим, Нукиан пришел в чувство и, искрен­но каясь, просил апостола быть к нему милостивым. Святой, увидев его покаяние и довольно по­учив, крестил его – и тот тотчас прозрел и ввел Иоанна в свой дом. Когда Иоанн вошел в него, внезапно пали все идолы, которые были в доме Нукиана, и разбились в прах. Видев это чудо, устрашились домашние его, и, уверовав­ши, крестились.

Была в том городе одна богатая и красивая вдова, по имени Проклиания. Имея сына Сосипатра, красивого лицом, она, по бесовскому наваждению, воспламенилась к нему любо­вью и всячески стараясь привлечь его к своему беззаконию. Но сын возненавидел мать за такую безумную страсть. Убежав от нее, он пришел на место, где тогда учил святой Иоанн, и с наслаждением слушал по­учения апостоль­ские. Иоанн, которому было открыто Духом Святым все случив­шееся с Сосипатром, встретив его наедине, по­учал почитать мать, но не слушаться ее в беззаконном деле, и никому о том не говорить, сокрыв грех своей матери. Сосипатр не хотел возвращаться в дом к матери своей; но Проклиания, встретив его, схватила за одежду и с криком влекла в дом. На этот крик явил­ся игемон, недавно прибыв­ший в тот город, и спросил, по какой причине женщина так тащит юношу. Мать же, скрыв­ши свое беззаконное намерение, наклеветала на сына, будто бы он хотел сделать над нею насилие, и рвала волосы свои с плачем и криком. Услышав это, игемон поверил лжи и присудил неповинного Сосипатра зашить со смертоносными гадами в кожаный мех и бросить в море. Узнав об этом, Иоанн явил­ся к игемону, обличая его за несправедливый суд, зато, что не расследовав, как должно, обвинение, он осудил на смерть неповинного юношу. А Проклиания клеветала и на Иоанна, что этот обманщик научил ее сына на такое зло. Услышав это, игемон повелел утопить и святого апостола, зашив в один мех с Сосипатром и с различными гадами. И помолил­ся святой – и вдруг земля потряслась, а у игемона отсохла та рука, которой он подписал приговор относи­тель­но святого; у Проклиании же отсохли обе руки и глаза перекосились. Видев это, судья ужаснул­ся, и все быв­шие там пали ниц от страха. И умолял судья Иоанна, чтобы он помиловал его и исцелил иссохшую руку; святой же, по­учив его довольно суду справедливому и вере во Христа, исцелил его и крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Так и неповинный Сосипатр избавлен был от напасти и смерти, и судия познал Бога истинного. А Проклиания убежала от отрока в свой дом, неся на себе Божие наказание. Апостол, взяв Сосипатра, пошел в ее дом. И не хотел Сосипатр идти к матери, но Иоанн учил его незлобию, уверяя, что теперь он не услышит уже от матери своей ничего беззаконного, ибо она уцело­мудрилась. Так действи­тель­но и было. Ибо, когда Иоанн с Сосипатром вошел в ее дом, Проклиания тотчас упала к ногам апостола, с плачем сознаваясь и каясь в грехах сво­их. Исцелив ее от болезни и научив вере и цело­мудрию, апостол крестил ее со всем домом ее. Итак, став­ши цело­мудрен­ною, Проклиания проводила дни свои в великом покаянии.

В это время убит был царь Домициан. После него занял римский престол Нерва, человек весьма добрый; он освободил всех, быв­ших в заточении. Освобожден­ный с другими из заточения, Иоанн задумал возвратиться в Эфес: ибо едва не всех живущих на Патмосе он уже обратил ко Христу. Христиане же, узнав­ши о таком его намерении, умоляли не оставлять их до конца. А так как апостол не захотел остаться с ними, но желал возвратиться в Эфес, они просили его оставить на память о своем учении хотя Евангелие, которое он там написал. Ибо, заповедав однажды всем пост, он взял с собой ученика своего Прохорам, отойдя от города на далекое расстояние, взошел на высокую гору, где пробыл на молитве три дня. После третьего же дня загремел великий гром, засверкала молния, и гора поколебалась; Прохор от страха упал на землю. Обратив­шись к нему, Иоанн поднял его, посадил по правую руку себя и сказал:

– Пиши то, что услышишь из уст мо­их.

И, возведя очи к небу, снова молил­ся, а после молитвы стал говорить:

– «В начале было слово» и прочее.

Ученик же вниматель­но записал все то, что слышал из уст его; так и было написано святое Евангелие, которое апостол, сойдя с горы, велел Прохору снова переписать. И согласил­ся он оставить переписанное в Патмосе для христиан, согласно их просьбе, а писанное первоначально удержал у себя. На том же острове написал святой Иоанн и Апокалипсис8).

Прежде же удаления своего с того острова, обошел он окрестные города и селения, утверждая братство в вере; и случилось ему быть в одном селении, в котором жил жрец Зевса по имени Евхарис, имев­ший слепого сына. Жрец тот давно желал видеть Иоанна. Услышав же, что Иоанн прибыл в их селение, он пришел к святому, умоляя его прийти в дом его и исцелить сына. Иоанн же, видя, что он приобретет здесь Христу души человеческие, пошел в дом жреца и сказал слепому его сыну: «Во имя Господа моего. Иисуса Христа, прозри», – и слепой тотчас прозрел.

Увидев это, Евхарис уверовал во Христа и крестил­ся с сыном сво­им. И во всех городах того острова святой Иоанн благо­устро­ил церкви святые и поставил им епископов и пресвитеров; довольно научив жителей, он всех приветствовал и стал возвращаться в Эфес. И провожали его веру­ю­щие с плачем и рыданием великим, не желая лишиться такого солнца сво­им учением просветив­шего их страну; но святой, сев на корабль и преподав всем мир, отплыл в свой путь. Когда же он достиг Эфеса, веру­ю­щие встретили его с радостью неизречен­ной, вопия и глаголя: «Благословен грядый во имя Господне?» И принят он был с честью. Пребывая здесь, он не переставал трудиться, всегда уча народ и наставляя его на путь спасения.

Нельзя умолчать о том, что рассказывает о святом Иоанне Климент Александ­рийский9). Когда в Азии апостол обходил города, то в одном из них увидел юношу, расположен­ного душой к доброму делу; святой апостол научил и крестил его. Намереваясь же уйти оттуда на проповедь Евангелия, он при всех поручил этого юношу епископу того города с тем, чтобы пастырь научил его всякому доброму делу. Епископ же, взяв юношу, научил его Писанию, но не настолько заботил­ся о нем, как должно было, и не давал ему такого воспитания, какое подобает юношам, а напротив предоставил его своей воле. Вскоре отрок начал вести дурную жизнь, стал упи­ваться вином и красть. Наконец, он свел дружбу с разбойниками, которые, соблазнив­ши его, увели в пустыни и горы, поставили его начальником сво­им и учиняли разбой по дорогам. Вернув­шись через некоторое время, Иоанн пришел в тот город и, услыхав про того отрока, что он развратил­ся и стал разбойником, сказал епископу:

– Возврати мне то сокровище, которое я передал тебе на сохранение, как в верные руки; возврати мне того юношу, которого я вручил тебе при всех для того, чтобы ты научил его страху Божьему.

А епископ с плачем ответил:

– Погиб тот юноша, душой – умер, а телом – разбойничает по дорогам.

Иоанн же сказал епископу:

– Так ли подобало тебе хранить душу брата твоего? Дай мне коня и проводника, чтобы пойти и по­искать мне, кого ты погубил.

Когда Иоанн пришел к разбойникам, то просил их отвести его к начальнику своему, что они и исполнили. Юноша же, увидев святого Иоанна, устыдил­ся и, встав, побежал в пустыню. Забыв свою старость, Иоанн погнал­ся за ним, вопя:

– Сын мой! Обратись к отцу своему и не отчаивайся в падении своем; грехи твои я приму на себя; остановись же и подожди меня, так как Господь послал меня к тебе.

Юноша, остановив­шись, припал к ногам святого с трепетом и стыдом великим, не смея взглянуть ему в лицо. Иоанн же с отеческою любо­вью обнимая лобызал его и привел в город, радуясь, что обрел погибшую овцу. И много учил он его, наставляя покаянию, в котором, усердно подвизаясь, юноша угодил Богу, получил прощение грехов и с миром преставил­ся.

Был в то время один христианин, впав­ший в такую нищету, что не имел, чем бы заплатить долги сво­им заимодавцам; от жестокой скорби задумал он сам себя убить, и просил одного волхва – иудеянина дать ему смертоносного аду. А этот враг христиан и друг бесов исполнил просьбу и дал ему смертоносного питья. Христианин же, взяв смертель­ную отраву, пошел в свой дом, но дорогой задумал­ся и испугал­ся, не зная, что ему сделать. Наконец, осенив чашу крестным знамением, выпил ее и не почувствовал от нее ни малейшего вреда, так как крестное знамение отняло у чаши весь яд. И много дивил­ся он в себе, что остал­ся здоровым и не чувствовал никакого вреда. Но, снова не вынеся преследований заимодавцев, он пошел к иудеянину, чтобы тот дал ему сильнейшего яду. Удивив­шись, что человек тот все еще жив, волхв дал ему сильнейшей отравы. Получив яд, человек пошел в свой дом. И долго раздумывая перед тем как выпить, он подобно прежнему сотворил крестное знамение и на этой чаше и выпил, но опять ничуть не пострадал. Снова отправил­ся он к иудеянину и явил­ся к нему здоровым. И насмехал­ся он над волхвом, что тот неискусен в своем чародействе. Иудеянин же, испугав­шись, спросил его, что он делал, когда пил? Он же сказал: «ничего иного, как только осенял чашу крестным знамением». И узнал иудеянин, что прогоняла смерть сила святого креста; и, желая узнать истину, дал того яда псу – и пес тотчас же перед ним издох. Увидев это, иудеянин отправил­ся с тем христианином к апостолу и поведал ему о случив­шемся с ними. Святой Иоанн научил иудеянина вере во Христа и крестил его, бедному же тому христианину велел принести охапку сена, которую крестным знамением и молитвой претворил в золото, чтобы он мог отдать долги свои, остатком же содержать свой дом. Затем апостол снова вернул­ся в Эфес, где, пребывая в доме Домна, обратил ко Христу многое множе­с­т­во людей и сотворил неисчислимые чудеса10).

Когда апостолу исполнилось более ста лет, вышел он из дома Домна с семью сво­ими учениками и, дойдя до некоторого места, велел им там сесть. Время было уже к утру, и он, отойдя на такое расстояние, на какое можно бросить камень, начал молиться. Потом, когда ученики его, согласно его воле, выкопали ему крестообразную могилу, он заповедал Прохору идти в Иерусалим и оста­ваться там до кончины своей. Преподав еще наставление ученикам сво­им и поцеловав их, апостол сказал: «Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ей». И поцеловали его ученики и покрыли его до колен, а когда он снова поцеловал их, то покрыли его даже до шеи, положили на лицо его покрывало, и поцеловав еще, с великим плачем покрыли его совсем. Услышав об этом, братия пришли из городам раскопали могилу, но ничего не нашли там и весьма много плакали; затем, помолив­шись, они возвратились в город. И каждый год, в восьмой день месяца мая, появлялось из гроба его благовонное миро и по молитвам святого апостола подавало исцеления болящим11) в честь Бога, в Тро­ице славимого во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 2:

Апостоле Христу Богу возлюблен­не, ускори избавити люди безответны, приемлет тя припада­ю­ща, иже падша на перси приемый: Егоже моли, Богослове, и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости.

Кондак, глас 2:

Величия твоя, дев­с­т­вен­ниче, кто повесть; точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления, и молишися о душах наших, яко богослов и друг Христов.


1) Родиной Иоанна Богослова была Вифсаида. Родители его были люди благо­честивые, жив­шие ожиданием Мессии. Еще в отроче­с­т­ве они обучили Иоанна закону Мо­исееву. Из детства же святой Иоанн был помощником отцу своему и в его трудах по рыболовству и торговле. Товарищами и единомышлен­никами Иоанна были жители той же Вифсаиды, св. братья Петр и Андрей, впоследствии также св. Апостолы. Когда вышел на проповедь святой Иоанн Креститель, все сии благо­честивые юноши охотно сделались его учениками, хотя не оставляли еще ни своего дома, ни сво­их занятий. Всё это они оставили лишь тогда, когда Господь сделал их Сво­ими учениками.

2) По сказанию блж. Иеронима Иоанн был совсем еще юношей, когда Господь призвал его в число Сво­их учеников. Благочестивые родители не препятствовали Иоанну, как и брату его Иакову, сделаться учениками Боже­с­т­вен­ного Учителя.

3) Название «Воанергес» (сын громов), кроме сего, указывало и на некоторые особен­ности характера св. Апостола. Будучи чистым, добрым, незлобивым и доверчивым, он в то же время был полон сильной ревности о славе Божией. Он по­любил Господа со всею силою своего невинного сердца. Оттого и Господь более всех других учеников Сво­их любил Иоанна. Уже через год после своего призвания Иоанн избран был Господом из множества учеников Его в число 12 Апостолов.

4) В 50-м году по Р.Х., т.е. через два года после Успения Богородицы, святой Иоанн всё еще пребывал в Иерусалиме, так как известно, что он присутствовал на про­исходив­шем в сем году соборе апостоль­ском в Иерусалиме. Только после 58 года по Р.Х. святой Иоанн избрал себе местом для благовестия страны Малоазийской, где до него проповедовал св. Апостол Павел.

5) Приморский город в Сирии.

6) Первые начала веры христианской положены были в нем учениками Иоанна Крестителя; уже Апостол Петр нашел здесь христиан, но главным образом Евангелие проповедано здесь Апостолом Павлом; потом ученик его Тимофей был здесь епископом; наконец Эфес был местопребыванием Апостола Иоанна было то, что в Эфесе сохранялось чистое Евангель­ское учение, так что Церковь Эфесская, по словам святого Иринея, была истинною свидетель­ницею апостоль­ского предания.

7) Эскулап – сын Аполлона, сказочный врач, после смерти став­ший, по мнению язычников, богом врачевства, изображал­ся с посохом, обвитым змеею.

8) Предание рассказывает, что однажды Иоанн, вместе с учеником сво­им Прохором, уединил­ся из города в пустынную пещеру, где и провел 10 дней вместе с Прохором, а другие 10 дней один. В сии последние 10 дней он ничего не ел, а только молил­ся Богу, прося Его открыть, что ему надо делать. И был голос к Иоанну свыше: «Иоанн, Иоанн!» Иоанн отвечал: «Что повелеваешь, Господи?» И говорил голос свыше: «Потерпи еще 10 дней, и будет тебе откровение многого великого». Иоанн провел там еще 10 дней без пищи. И совершилось тогда дивное: ангелы от Бога сошли к нему и возвестили ему много неизречен­ного. И когда Прохор возвратил­ся к нему, он послал его за чернилами и хартиею и потом два дня говорил Прохору о быв­ших ему откровениях, а тот записывал их.

9) Климент Александ­рийский – один из знаменитейших христианских ученых первых веков христиан­ства, скончал­ся около 217 года.

10) Последние годы своей жизни Иоанн проводил суровую жизнь аскета: питал­ся лишь хлебом и водой, не стриг сво­их волос и одевал­ся в простые полотняные одежды. От старости он не имел уже сил проповедо­­вать Слово Божие даже и в окрестностях Эфеса. Теперь он только по­учал епископов Церкви и воодушевлял их неустанно учить народ слову Евангель­скому, а особен­но помнить и проповедо­­вать первую и главную Евангель­скую заповедь, заповедь любви. Когда, рассказывает блажен­ный Иероним, святой Апостол дошел до такой немощи, что ученики его с трудом лишь приносили его в церковь, и он не мог уже про­износить продолжи­тель­ных по­учений, то он ограничивал свои беседы непрестанным повторением такого наставления: «Детки, любите друг друга!» А когда однажды ученики спросили его, зачем он непрестанно повторяет им это, Иоанн ответил следу­ю­щими достойными его словами: «Сия есть заповедь Господня, и если ее соблюдете, то и довольно». На закате дней сво­их святой Апостол пользовал­ся особен­ною любо­вью всего христианского мира. Он был в то время един­ствен­ным Апостолом – самовидцем Господа, так как все другие Апостолы уже скончались. Весь мир христианский знал о том, что святой Иоанн был любимейшим учеником Господа. Посему многие искали случая видеть Апостола и считали за честь и счастье коснуться его риз. Кроме великих трудов по распространению христианской веры среди язычников, св. апостол Иоанн послужил Церкви Христовой еще и трудами письмен­ными. Он написал св. Евангелие, три послания и Апокалипсис, или книгу откровений.
Евангелие написано Иоанном уже в глубокой старости, в самом конце I века по Р.Х. Епископы Эфеса и всей вообще Малой Азии, опасаясь умножив­шихся в то время лже­учений о Лице Господа нашего, Иисуса Христа, и предвидя скорую кончину св. Апостола, просили его дать им свое Евангелие «новое, сравни­тель­но с тремя уже имев­шимися). Это Евангелие они желали иметь у себя руководством в борьбе с еретиками, отвергав­шими Боже­с­т­во Христа. Иоанн удовлетворил просьбу епископов и дал им написанное им по внушению Духа Святого Евангелие, отличное от Евангелий Матфея, Марка и Луки. В своем Евангелии св. Иоанн говорит главным образом о том, о чем нет речи у тех евангелистов. Он дополняет их, опуская то, что передано у них, и рассказывая о том, что у них опущено. Все события земной жизни Спасителя, о которых упоминает Иоанн, переданы у него с самою обстоятель­ною точностью. За свое Евангелие св. Иоанн получил название Богослова, т.е. такого пове­с­т­вователя, который в своем Евангелии излагает главным образом не события земной жизни Господа, а возвышен­ные и глубокомыслен­ные речи о Боге, Боге-Слове, т.е. Сыне Божием, и беседы Спасителя о духовном возрождении в Духе Святом (глава 3), о живи­тель­ной влаге (вода живая), удовлетворя­ю­щей духовную жажду людей (глава 4), о жизнен­ном хлебе, пита­ю­щем душу человека (глава 6), о таин­ствен­ной дороге, ведущей к истине, о двери, чрез которую мы входим и выходим (глава 10), о свете и теплоте и т.п. Под всеми этими именами святой Иоанн всегда разумеет Самого Господа Иисуса Христа, так как только Он один действи­тель­но есть вода живая, хлеб духовный, свет, дверь нашего спасения, истина, правда, Бог. Он – наш Спаситель, от века сущий с Богом, в Боге, и Сам будучи Бог. А Бог – это есть Высочайшая Любовь, так возлюбив­шая мир, что Она и Сына Своего не пощадила, но послала в мир на страдания для искупления людей и спасения их от греха, проклятия и смерти. За такое возвышен­ное содержание Евангелия Иоанна оно названо Евангелием «духовным), а святой Иоанн Богослов изображает­ся на иконах с орлом: подобно тому как орел высоко парит в небесах, так Иоанн в своем Евангелии поднимает­ся до самых высоких религиозных истин. «Реки богословия из честных тво­их уст истекаша, Апостоле», – воспевает св. Церковь в сво­их песнопениях св. Иоанну; там же она называет его богодвижимою цевницею небесных пений, тайнописцем, богосказанными устами, самовидцем неизречен­ных таин, таинником неизречен­ного, на высоту богословия взошедшим и т.п. Такие же мысли раскрывает св. Иоанн и в трех сво­их посланиях. Все эти послания написаны им в городе Эфесе. В них он также опровергает лже­учения еретиков, защищает досто­ин­ство Иисуса Христа, как Спасителя мира, действи­тель­ность Его воплощения и истин­ность Его учения, а также убеждает веру­ю­щих быть христианами не по имени только, но и на самом деле. Так как в то время появились еретики, которые отвергали явление Христа во плоти, то апостол Иоанн предостерегает веру­ю­щих от такого лже­учения и говорит, что только «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1 Ин. 4:2). Затем и в посланиях сво­их он повторяет, что «Бог есть любо­вь» (1 Ин. 4:16), а потому и люди должны любить Бога. Только «пребыва­ю­щий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Ин. 4:16). Но что такое любо­вь к Богу? – «любо­вь же состо­ит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2 Ин. 1:6). А заповеди Господа сводят­ся к заповеди любви (1 Ин. 4:7–8). Любить же нужно не «словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3:18). «Кто говорит: «я познал Его» (т.е. Бога), но заповедей его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2:4), как нет истины и в том, кто «говорит «я люблю Бога «, А брата своего ненавидит» (1 Ин. 4:20). «Любящий бога любит и брата своего» (1 Ин. 4:21). Апокалипсис, или книга откровений, изображает будущую судьбу Церкви Христовой, борьбу Христа с антихристом в поражении антихриста. Будущие судьбы Церкви Христовой изображены здесь наиболее полно, чем где бы то ни было в другой книге Св. Писания.

11) В память сего чудесного события установлено ежегодное празднование св. Ап. Иоанну 8 мая.

 

 

Память 8 мая

 

 

Честное преставление сего святого апостола и евангелиста, – наперсника, дев­с­т­вен­ника и возлюблен­ного ученика Христова Иоанна Богослова празднует­ся в двадцать шестой день сентября месяца; под этим числом и помещено его житие. В нынешний же день совершает­ся воспоминание его честного праха, цельбоносно исходив­шего от гроба его.

Когда святой Иоанн Богослов дожил до столетнего возраста, много потрудив­шись во благовестим Христовом, то вместе с семью учениками сво­ими вышел из города Эфеса1) и приказал им ископать ему крестообразную могилу, в которой он и приготовил­ся умереть, легши в нее, еще будучи живым (как повествует­ся об этом в житии его). Христиане, жив­шие в городе Эфесе, после смерти апостола, раскопали могилу его, однако не нашли тела апостола; оплакав его честную кончину, они возвратились в город и потом часто приходили на могилу апостола и возносили там усердные молитвы к Богу, призывая себе на помощь и ходатайство пред Богом святого Иоанна Богослова, При этом каждый год в этот день и месяц от гроба апостола исходил как бы некий тонкий прах, творив­ший исцеления2). Веру­ю­щие собирали этот прах и врачевали им различные недуги и болезни. Поэтому и вошло в обычай среди веру­ю­щих в этот день, так же как и в сентябре месяце, восхвалять и ублажать песнопениями сего великого угодника Божия, возлюблен­ного Богом более всех прочих святых угодников3). По молитвам его да дарует и нам Господь исцеление в недугах наших душевных и телесных и да сподобимся и мы быть угодными и возлюблен­ными Христу Богу нашему.


1) Эфес стоял на берегу Эгейского моря, в Малой Азии; славил­ся обширною торговлею и был одним из главных центров науки и искусства в древности. В настоящее время от этого, некогда знаменитого города, остались лишь одни развалины.

2) Об этом прахе или манне говорит блаж. Августин и Григорий Турский. Об нахождении персти от гроба Иоанна Богослова упоминает и русский паломник XII в. игумен Даниил.

3) В синайских евангелиях этот праздник называет­ся ροδισμος, т.е. розовник; думают, что самая манна, исходив­шая от гроба Иоанна Богослова, называлась ροδις – розовая мазь, розовый порошок; но вернее разуметь под «розовником» празднование употреблением роз, подобно тому как у нас употребляют­ся цветы в Тро­ицын день.

 

Новый сайт храма: http://hram.far.ru/

Конструктор сайтов - uCoz